Специальные упражнения на развитие глазомера. Тренируем глазомер! Упражнения для глаз

Специальные упражнения на развитие глазомера. Тренируем глазомер! Упражнения для глаз

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте разберемся, что же представляет собой глазомер и зачем, собственно, его развивать художнику. Если обратиться к истокам этого термина, то станет ясно, что глазомер, прежде всего, медицинское понятие, тесно связанное с физиологией человека, а именно с анатомией глаза. Оно означает способность определять расстояния без каких-либо специальных механических или электронных приспособлений.

С точки зрения изобразительного искусства понятие "глазомер" может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами.

Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства.

Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния.

Художник, который не может верно подобрать пропорции — это вовсе не художник.

Дело в том, что изображать мир на бумаге чрезвычайно сложно (без опыта), именно поэтому способность к живописи считают талантом. Наверняка, каждый сталкивался с ситуацией, когда в школе на уроках изобразительного искусства кто-нибудь из детей рисовал непропорциональные рисунки: так, человек мог оказаться больше дома, а кошка выше дерева. При этом, логически ребенок понимает, что в реальной жизни все наоборот, а вот изобразить на бумаге не может.

Глазомер для художника сродни слуха для музыканта или голоса для певца. Вроде бы у всех есть эти качества в глобальном смысле: мы издаем звуки, слышим их, отличаем дальние предметы от ближних, но далеко не каждый может красиво петь, сочинять композиции и писать картины. Поэтому, развитие глазомера очень важно, если вы решили всерьез заниматься живописью.

Способы развития глазомера

Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер — это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. Существуют определенные методы развития глазомера.

Если изучить программу любой художественной школы, то там можно найти специальные комплексы простых и, в некотором роде, даже примитивных упражнений, которые позволяют развить чувство пропорции. Все они предназначены для новичков и имеют практическую направленность — выполняются на бумаге.

Вторым способом выступают специальные методики, которые не требуют применения изобразительных средств. В основном, это упражнения, предназначенные непосредственно для глаз и мышления. Они помогают улучшить уже имеющиеся навыки верно определять расположение и пропорции предметов.

Третий способ больше подходит уже более опытным художникам — это комплексные методики, целью которых выступает идентичное изображение реальных групп объектов на бумаге. Теперь рассмотрим эти способы подробнее.

Простые упражнения для начинающих художников

1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку.

2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь.

3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не "занимаются ерундой", а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку.

Упражнения для глаз

Попробуйте мысленно прикинуть сколько шагов вам предстоит пройти до нужного объекта: допустим, до ближайшего дерева. Чем ближе ваш ответ к действительности, тем лучше работает глазомер.

Так же пробуйте определить в нестандартных ситуациях: скажем, в общественном транспорте или на высоком этаже здания, какие предметы находятся выше, а какие ниже , и соответственно ближе и дальше. А что будет, если мысленно поставить дерево на дом? Будет ли он выше, чем соседняя новостройка? Казалось бы, эти упражнения далеки от рисования, но на самом деле, их регулярное выполнение улучшает зрительное восприятие и память.

Сложные упражнения

Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать . Как только стало получаться — меняйте линии их положения.

Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной . Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном.

Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

И напоследок

Почерпать больше интересной и полезной информации о глазомере можно из литературы. Например, из книг "Практическая перспектива" М. Н. Макаровой , "Уроки рисования с натуры" Виноградовой Г., "Основы рисунка" Шембеля А. Ф., а так же различных учебных пособий и хрестоматий.

Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения.
1. Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с расстояния 5 м между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его.
Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развивает чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоенным, когда расстояние от переднего бампера автомобиля до стойки не превышает 10 м, от заднего - 20 см.
2. Подъезд к ограничителю средней стойкой кузова. При выполнении данного упражнения водитель должен ехать, выбрав такие скорости и режимы торможения, чтобы остановиться правой средней стойкой кабины автомобиля напротив переносной стойки. Упражнение выполняют с постепенным увеличением скорости, при этом высоту стойки уменьшают с 1,5 до 0,5 м. Если обеспечивается устойчивая точность подъезда (±5 см), то данный навык считается усвоенным.
3. Габаритные коридоры. Выполняют передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости проезда и сдвиганием стоек друг к другу, оставляя зазор в конце упражнения не более 20 см с каждой стороны автомобиля. Затем упражнение усложняют, подавая автомобиль задним ходом, предварительно расположив его вне линии габаритного коридора (10–15 м влево или вправо).
4. «Змейки» полезно отрабатывать также передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости и уменьшением шага «змейки». Вначале тренируются, вращая рулевое колесо двумя руками, затем одной (правой, левой). Причем выполняют сначала «змейку» с постоянным, затем с переменным шагом.
5. Заезд в бокс. Выполняется сначала передним ходом из положения прямо, затем задним ходом с разворота. На первом этапе автомобиль можно подавать задним ходом с поворотом корпуса, наблюдая выполнение маневра через правое плечо, затем в зеркала заднего вида.
6. Движение по доске и эстакаде позволяет выработать чувство габарита. Вначале упражнение отрабатывается передним ходом из положения прямо, затем задним ходом, передним ходом с поворотом, задним ходом с поворотом.
7. Упражнение по установке автомобиля на стоянку развивает одновременно статический глазомер и умение маневрировать задним ходом. Задача состоит в том, чтобы из исходного положения за одну попытку установить автомобиль между ограничителями параллельно тротуару. Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют ради опереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упражнении автомобили (6–8 машин).
Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя. Начальная скорость 10–15 км/ч, в конце упражнения - 25–30 км/ч.
Основная задача - выдерживать задаваемые руководителем дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием.

Рекомендуются следующие упражнения:
· движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со скорости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения скорость до 30 км/ч, а дистанцию - до 20 м;
· движение с перестроением. Из колонны по одному по команде руководителя с задаваемым интервалом участники перестраиваются в колонну по два, по три.
По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении данные упражнения можно усложнить, например двигаться «змейкой» в потоке, перестраиваться на поворотах и т.п.
Если нет возможности проводить групповые занятия, динамический глазомер можно совершенствовать с помощью технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.

Как развить глазомер? С точки зрения изобразительного искусства понятие "глазомер" может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами. Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства. Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния. Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер - это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГЛАЗОМЕРА: 1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку. 2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь. 3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не "занимаются ерундой", а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку. 4. Сложные упражнения. Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать. Как только стало получаться - меняйте линии их положения. Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной. Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном. Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

Для чего начинающему художнику хороший глазомер? Чтобы рисовать похоже:)
Ведь бывает, рисуешь, стараешься, а все же - что-то не то... Да и линии какие-то неуверенные, неровные… Не рисунок, а сплошное разочарование! Знакомо?

Хорошего рисовальщика от начинающего отличает острый глаз и твердая рука.

Причем, «острый глаз» - это не метафора. Тренированный глаз художника хорошо видит особенности формы изображаемого объекта: его пропорции, соотношение частей, положение линий относительно вертикали или горизонтали.

А уверенная, твердая рука легко переносит увиденное на лист.
Предлагаю потренировать ваши руку и глазомер! Тренировка, хоть и простая, но очень важная.

Помните, как вы когда-то тренировались рисовать буквы, выводя палочки и закорючки в прописях? Ох, и сложная это была задачка... А теперь? Пишете и не задумываетесь, верно ведь?

Так и ваша сноровка в рисунке. Она зависит только от количества практики. Причем, замечу, ОСОЗНАННОЙ практики. Когда вы целенаправленно развиваете свои способности.

Постановка руки - дело наживное и несложное. А насчет глазомера…

Хороший глазомер - очень важный фактор при рисовании с натуры.

Ведь именно умение правильно соотносить размер объектов позволяет нарисовать предметы похожими.

Итак, сегодня тренируем глазомер и придаем уверенность руке!

Развиваем глазомер: упражнение №1

Посмотрите на эту картинку. Здесь общий вид законченного упражнения. Следуйте ему. Никаких линеек и циркулей!

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer1-213x300.jpg 213w" title="глазомер1" width="533" />

1. Нарисовать пять горизонтальных и пять вертикальных линий.

При рисовании прямой линии не старайтесь сделать ее одним движением. Это далеко не каждому под силу. Тем более в тех полевых условиях, в которых работаете вы.
Рисуйте линию легко, без сильного нажима на карандаш. Проведите ее несколько раз, уточняя. Воспользуйтесь ластиком только тогда, когда линия будет абсолютно ровной и параллельной краю листа.

2. Деление отрезков на части - 2, 4, 8, 3, 5.

Делаем по краю линий засечки. Затем делим линии на части. Первую - пополам, на две части. При этом вы производите деление «на глаз» - ставите черточку в том месте, где будет, по вашему мнению, середина. После этого - проверяем себя. Для этого используем замер карандашом. Вот так:

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer5-300x175.jpg 300w" title="глазомер5" width="342" />

Замерили - одну половинку, сравнили с другой. Если неправильно - откорректировали.

На 4 и 8 частей делить просто, делим каждую половинку еще пополам. Сложнее делить на нечетное количество частей. Четвертый отрезок делим на 3. Последний - на 5 частей.
Закончили с горизонтальными - делим вертикали.

3. Окружность.

Рисуем пересечение из горизонтали и вертикали. Добавляем две диагональных линии.

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer-6-151x300.jpg 151w" title="глазомер 6" width="250" />

От центра по всем лучам откладываем одинаковые отрезки. (на глаз! а потом проверяем и корректируем). Затем через полученные точки проводим окружность. Если 8 точек вам мало, и круг получается неровный - добавьте еще диагоналей.

4. Деление окружности на 3 части.

Ниже рисуем еще один круг. Делим его на 3 части.

Сделали? Теперь можно погладить себя по голове и выдать себе премию. Если есть проблемы с рисованием вертикальных и горизонтальных линий - тренируемся еще.

Глазомер тренируем повсюду. Не рисуя. Просто смотрите на что-нибудь и делите на части. Или, наоборот, разглядываем объект и прикидываем - сколько его части составляют от целого: 12, 13, 16, 410 и т.д.

Развиваем глазомер: упражнение №2

Рисование кристаллов. Очень занимательное занятие, скажу я вам. Медитативное такое… Я еле оторвалась!

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer-3-215x300.jpg 215w" title="глазомер 3" width="574" />

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer2-199x300.jpg 199w" title="глазомер2" width="530" />

Пошагово:
1. вертикаль, горизонталь в центре листа А4.
2. гибкая линия слева - такая же справа. Овалы, параболы, гиперболы и т.д. Все виды красивых текучих линий.

Изображение наращивается, усложняется… Результат - обалденный!

НО! Следите за тем, чтобы линии были четко симметричны. А иначе, зачем мы глазомер развивали и учились отрезки отмерять? Проверить себя можно, посмотрев на рисунок через зеркало - оно вам не соврет.

Нужно сказать, что я сама с первым кристаллом помучилась. Зато когда рука на первом набивается - от второго не оттащишь!

Нарисуйте парочку таких кристаллов. Будет желание - больше.

В завершении можете свой кристалл раскрасить, проявив свое чувства цвета и ритма. Но.. это уже совсем другая история..

Прежде, чем объявить викторину для мастеров перманентного макияжа, я хочу дать вам один очень интересный и необходимый материал- упражнения для развития глазомера. Это важно для тренировки видения мастера и постановки руки, от точности движений которой зависит результат перманентного макияжа.
Итак..

Развитие глазомера для специалиста перманентного макияжа.

Впервые приступающим к рисунку людям необходимо развить координацию глаза, руки, мозга, а также выработать основные умения использования принадлежностей для рисования. Для этого составлен комплекс простых упражнений, основной принцип которых – «рисовать линиями через 2 точки».

Не стоит бояться ошибок при рисовании. Гораздо важнее – вовремя их заметить и исправить. Поэтому первоначальные наброски нужно делать тонкими линиями твердым карандашом. Впоследствии, после исправления положения точек и линий, эти более слабые линии станут незаметными по сравнению с контрастными жирными основными линиями. И будет казаться, что они исчезли.


Такой прием я использую при закреплении легким движением наметочного контура эскиза, а после усиливаю его закрепляющим возвратно-поступательным движением мелким шагом, что усиливает плотность линии и насыщенность цветом.

Стоит отметить, что гораздо проще научиться координации на простых упражнениях. Учащийся должен научиться грамотно использовать точки и линии для решения конкретных задач. Умение правильно использовать линии и точки облегчает контроль за рисунком.

Необходимо приучить свой глаз видеть всю линию целиком. Для этого ее начало и конец следует наметить точками и затем провести сплошную линию, не отрывая руки от листа. При этом следует смотреть не накончик карандаша, а на конечную точку.

Например, дана прямая, которую нужно изобразить. Осуществим это в 4 стадии.

1. Помечаем двумя точками начало и конец линии.

2. Уточняем положение точек путем нанесения более сильных точек.

3. Легким движением проводим линию через намеченные точки.

4. Сравниваем полученную линию, уточняем ее положение и проводим основную более толстую линию.

Ниже приведены основные упражнения для развития глазомера, от простого у сложному. Каждое из них рекомендуется выполнить минимум по 3 раза. После чего правильность выполнения контролируется линейкой или сравнивается на глаз.


Так мы научимся точно попадать в линию, которые используются для контура ПМ губ или при рисовании волосков на бровях.

Что касается передачи светотени, то для этого учащийся должен овладеть тушевкой. Для приучения руки к правильной аккуратной тушевке, следует проделать простые упражнения, позволяющие покрывать бумагу тоном определенной силы. Такое упражнение проделывает мастер при заполнении, например, перманентного макияжа губ с передачей объема.

Кроме этого, важное значение придается умению развития чувства относительной силы тона. Все штриховки на начальном уровне следует наносить короткими штрихами, в обоих направлениях, не отрывая кончик карандаша от бумаги. Штрихи должны быть расположены как можно ближе друг к другу.

Во время выполнения всех упражнений нельзя поворачивать лист бумаги. Он должен находиться в одном и том же положении.

Совершенствуйте свои навыки! Развивайтесь и результат не заставит себя ждать!
Статья создана на основе материала из книги С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков – Рисунок