Подземные лодки: секретные разработки ссср и германии. Атомная подземная лодка "боевой крот"

Подземные лодки: секретные разработки ссср и германии. Атомная подземная лодка "боевой крот"

Фото из открытых источников

Про подводные лодки никому ничего рассказывать не надо. А вот о том, что наряду с подводными разрабатывались проекты подземных боевых машин, знают немногие. По замыслу изобретателей подземный танк зарывался в землю, как крот рыл подземный тоннель и выходил на поверхность в тылу врага в самом неожиданном месте. (сайт)

Подземная война в античные времена

Еще в античные времена при осаде крепостей использовались подкопы. Тоннели прорывали под городские стены с целью их обрушения, а иногда подземные ходы прорывали до самого центра города. Прием действенный, хотя и долгий. Но во те времена осады продолжались по 7-10 лет, так что времени у античных героев было предостаточно. Александр Македонский таким образом в 322 г. до н.э. взял Газу, Сулла в 86 г. до н.э. Афины, Помпей в 72 г. до н.э. Паленсию.

С изобретением пороха тактика немного изменилась. В прорытую под крепостную стену галерею закладывали немеряный заряд пороха, взрывали и в образовавшийся пролом устремлялись солдаты, уничтожая всех, кто еще остался в живых после страшного взрыва. Именно так была взята Иваном Грозным после длительной осады Казань.

Первая подземная мировая

Первая мировая ознаменовалась переходом к осадной войне. Вражеские линии укреплений становились неприступными. Несколько рядов колючей проволоки задерживали наступающих, пулеметы выкашивали их сотнями. Наземные наступления заканчивались огромными потерями и почти никогда не приводили к прорыву обороны противника.

Фото из открытых источников

Возвращение к традициям ведения подземной войны в такой ситуации было вполне естественным. В 1916 году британцы организовали 33 тоннельные роты численностью 25 тыс. человек. Рытье подкопов как способ взлома линии обороны противника использовался и в русской армии, и в германской.

В войсках появились службы прослушки, укомплектованные специалистами-слухачами для выявления подземных атак врага. В случае обнаружения ведения противником подземных работ рыли контргалерею с целью захватить и взорвать вражеский тоннель. Под землей разыгрывались нешуточные сражения: рвались тонны динамита, солдаты сходились в рукопашную.

Появление танка дало идею создания такой же подземной машины.

Подземоход фон Верна

В 1933 году в германии инженером фон Верном был запатентован подземоход. Машина предполагалась к использованию для добычи полезных ископаемых, геологоразведки, рытья тоннелей под городские коммуникации и пр. Но первыми внимание на нее обратили внимание конечно же военные. Не имея средств на реализацию проекта, немцы засекретили его и положили в архив, чтобы Франция и Англия не опередили их.

В 1940 году Верн встретился с Клаусом фон Штауффенбергом (тем самым, что в 1944 году подложит бомбу под уже необожаемого фюрера), показал ему свой проект, а тот ознакомил с ним руководство вермахта. Немецким генералам, планировавшим в ближайшее время высадку в Британии (операция «Морской лев») идея атаки Англии из-под земли понравилась, Вернеру были выданы немалые средства. По проекту танк Верна с экипажем 5 человек, перемещаясь со скоростью 7км/ч нес боезаряд 3400кг.

Однако Геринг, радея о своих любимых люфтваффе, сумел убедить Гитлера, что вместо десятков подземных танков лучше построить то же количество бомбардировщиков, и проект фон Верна был закрыт, даже не выйдя за пределы лабораторных экспериментов.

Нацистский «Змей Мидгарда»

Более удачной была судьба у проекта инженера Риттена. Независимо от Верна он в 1934 году разработал свой вариант подземохода, назвав его «Змей Мидгарда», планируя машину в первую очередь для штурма французской Линии Мажино. Проект Риттена поражал масштабностью. «Змей» представлял собой целый поезд в 500м из отсеков размером 7м в длину, 6м в ширину и 3,5м в высоту со спальней на 30 человек, тремя ремонтными мастерскими, радиостанцией, кухней и спасательной шлюпкой для выхода на поверхность.

Фото из открытых источников

Тянул состав со скоростью от 3 до 10 км/ч (в зависимости от характера грунта) головной вагон с 4 буровыми установками и 9 приводящими их в действие электродвигателями. Еще 14 двигателей питали ходовую часть. Плюс 4 электрогенератора и топливный бак на 960м.куб. Вооружение - тысяча 250кг мин, тысяча 10кг мин, подземная торпеда «Fafnir» длиной 6м. и 12 спаренных пулеметов.

Немцы планировали построить 20 таких подземных крейсеров, но все уперлось деньги. Изготовление одного «Змея» требовало 30 млн. рейхсмарок. Считается, что проект так и остался на бумаге. Однако бывший гауптштурмфюрер СС Вальтер Шульке утверждал, что тяговая установка была построена и проходила испытания в 1944 году под Кенигсбергом. Испытания кончились неудачно, «Змей» взорвался и остался под землей вместе с 11 членами экипажа.

Made in England

Аналогичные научно-конструкторские работы проводились и в Англии. В конце 30-х годов У. Черчилль дал личное указание приступить к разработке подземных танков. Планировалось к 1940 году выпустить 200 машин. В секретных документах машины проходили как «Экскаваторы» и «Культиваторы». Британский подземный поезд состоял из 2-х секций, двигался со скоростью 8 км/ч; общая длина 23,5м, ширина 2м, высота 2,5м. К 1943 году было построено 5 машин, последняя дожила до начала 50-х годов.

Сделано в СССР

Энтузиастов, разрабатывающих свои проекты подземоходов, в России было предостаточно. Инженер Петр Рассказов создал свой проект еще в 1904 году. В 30-х годах в этом направлении работал инженер Треблев.

В 1945 году к идее вернулись. Как утверждается, толчком стали остатки «Змея Мидгарда», найденные под Кенигсбергом. Подняли из архива чертежи Треблева. В 1946 году построенная одноместная машина прошла испытания на Урале. Со скоростью 10м/ч она прошла сквозь гору Благодать. Однако конструкция не показало себя достаточно надежной, и проект был закрыт.

Работы возобновились при Хрущеве. По замыслу грозившего показать американцам «кузькину мать» генсека подземоходы должны были доползти до США, заложить и взорвать ядерные заряды под стратегическими объектами, вызвав крупные землетрясения.

В 1964 году там же на Урале проходил испытания построенный «Боевой крот». Подземоход длиной 35м с экипажем 5 человек нес 15 бойцов десанта и 1 тонну взрывчатки, скорость – 7км/ч. Во время второго испытания машина взорвалась, экипаж погиб. Работы застопорились, а сменивший Хрущева Брежнев остановил их совсем.

Есть ли будущее у подземохода?

Фото из открытых источников

Ведутся ли в настоящее время разработки таких машин – тайна, покрытая мраком. Теоретически такое вполне возможно. В свое время академик Сахаров (да-да, тот самый) и профессор Покровский искали методы увеличить скорость перемещения подземохода под землей. Ими доказано, что в облаке раскаленных частиц машина может двигаться под землей со скоростью десятки и даже сотни км/ч. Так что проект «Боевого крота» рано ложить под сукно.

Человечество постоянно бросается из крайности в крайности: то мы хотим летать, подобно птицам, то исследовать морские глубины как рыбы. Сегодня же речь пойдет о нашем стремлении покорять недра земли.

Начало разработок

Первые разработки подземной лодки начались в 1918 году русским инженером Петром Рассказовым. Однако в этом же году он был убит агентом иностранных спецслужб, а его наработки были похищены. Так разработка подземной лодки была приостановлена.

Вернулись к этой идее лишь в конце 1930-х годов. На этот раз над подземоходом работала целая группа советских инженеров, но и их разработкам было не суждено стать реальностью – началась Великая Отечественная война.

После окончания войны, советской стороной были изъяты те самые чертежи, которые были похищены в 1918 году. Таким образом, предполагается, что Петр Рассказов был убит немецким агентом. За эти годы Германия сумела добиться некоторых успехов в разработке подземной лодки, но единственный опытный образец был уничтожен, поэтому в будущем все пришлось начинать сначала.

Боевой крот

А сначала начали лишь в 1962 году. В этот период в СССР был запущен секретный проект «Боевой крот», целью которого было уничтожение ракетных шахт и бункеров потенциального противника.

Спустя 2 года начались первые испытания «Боевого крота». Ему удалось преодолеть 2 километра под землей и уничтожить командный центр условного противника.

Боевой крот достигал в диаметре 3,5 метров, а в длину 35 метров. Его корпус был сделан из титанового сплава, а в движение устройство приходило благодаря портативному ядерному реактору на борту.

Экипаж крота состоял из 5 человек. Кроме этого он мог нести на борту тонну взрывчатки или 15 десантников.

Практическое применение

После первых успешных испытаний, в СССР был составлен план по доставке нескольких кротов к побережью США, где они должны были добраться до ракетных шахт в Калифорнии и заминировать их.

Однако проект был приостановлен из-за аварии во время очередного испытания крота. По официальной версии он был завален горной породой на Урале, а весь экипаж машины погиб.

Пока инженеры искали способ обезопасить машину от подобных неприятностей, Хрущев ушел с поста главы государства, а новое руководство спешно закрыло проект, посчитав его бесперспективным.

Тем не менее, «Боевой крот» еще раз послужил Союзу в 1974 году – руководством страны была намерено допущена «утечка» о якобы существующем атомном подземном флоте СССР, что вынудило США бросить немало ресурсов и сил на разработку аналогичных систем и средств их обнаружения.

Политологи и военные аналитики говорят о начале новой гонки вооружений между США и Россией. Обе стороны наращивают свои оборонные бюджеты и разрабатывают новые виды вооружений. Так, Пентагон уже анонсировал свои планы по разработке систем боевого искусственного интеллекта, заменять солдат роботами обещают и в российском Минобороны. Таким образом, повторяется прежняя история, когда в ходе холодной войны Москва и Вашингтон тратили гигантские средства, наращивая свою военную мощь.

Однако далеко не всегда эти траты оказывались успешными. «Наша Версия» вспомнила некоторые из экзотических военных проектов США и Советского Союза.

Появление атомного оружия воодушевило американских военных, для которых с началом холодной войны Советский Союз из бывшего союзника моментально превратился в главного врага. Однако перед Пентагоном вставал вопрос, каким образом в ходе будущей «третьей мировой» осуществлять доставку ядерных зарядов на территорию СССР. Американцы хорошо представляли себе боевые возможности советской авиации и войск ПВО, потому бомбардировка с воздуха, как это было в случае с Японией, оказывалась трудной задачей.

В результате в Пентагоне решили поставить на службу атому артиллерию. Ещё в 1944 году американские генералы, впечатлённые циклопическими немецкими мортирами «Дора» и «Карл», выдали заказ на разработку дальнобойной крупнокалиберной пушки для разрушения укреплений нацистов на европейском фронте. Однако, пока инженеры создавали опытный образец, война подошла к концу. Но не пропадать же добру – ствол готового орудия рассверлили до 280 миллиметров, подогнав его для стрельбы ядерными снарядами W9. Заряд мощностью 15 килотонн был сходен с тем, что упал на Хиросиму. «Атомная Энни», как назвали американцы новое орудие, могла посылать снаряды на расстояние до 30 километров. При этом низкая высота подрыва обеспечивала более мощную взрывную волну.

В это время началась война в Корее. Неофициальное участие СССР в боевых действиях на стороне северокорейцев побудило Вашингтон форсировать работу по выпуску ядерных пушек. В результате за полтора года американцы наклепали два десятка «Атомных Энни», часть из которых была переброшена в Европу. Однако очень скоро пришло понимание: миллионы долларов и тонны стали были потрачены впустую.

Почему? Да очень просто: во-первых, 30 километров – не то расстояние в современной войне, которое способно гарантировать стратегической пушке безопасность от встречного удара противника. Во-вторых, в Пентагоне, похоже, забыли, как мучались немцы со своими супермортирами, для обслуживания которых требовались гигантские усилия и сотни людей. Наконец, ещё раз получил подтверждение тезис, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне: пока в Пентагоне делали ставку на артиллерию, на сцену начали выходить тактические ракеты, гораздо более удобные для доставки ядерных боезарядов. В итоге атомные пушки простояли на вооружении армии США до 1966 года, после чего их тихо списали в утиль.

Стоит отметить, что похожую ошибку допустили и советские военные, начав в 1955 году разработку систем особой мощности, предназначенных для стрельбы ядерными зарядами. Самоходный миномёт «Ока» и орудие «Конденсатор» были изготовлены в количестве четырёх штук, но по вышеописанным причинам в серию так и не пошли. Хотя какую-то пользу они всё же смогли принести – 7 ноября 1957 года «Оку» и «Конденсатор» провезли по Красной площади, продемонстрировав миру, что обещанная «кузькина мать» уже на подходе.

По теме

Красные флаги над Атлантикой

Впрочем, СССР, половина научно-производственных мощностей которого работала на оборону, намного превосходил американцев в креативности подхода к гонке вооружений. Так, в 1959 году появилась идея: для чего напрягать учёных, создавая баллистические ракеты, если проще придвинуть к границам США сами ракетные базы?

С оригинальной инициативой выступил инженер-майор А.Н. Ирошников, направивший Хрущёву личное обращение.

В своём письме генсеку новатор описывал суть проекта: как известно, в настоящее время Советский Союз окружён базами НАТО, отчего американцы имеют перед СССР заметное преимущество. Однако если Америка окажется сама окружена советскими военными базами, оснащёнными ядерными ракетами, то вашингтонские ястребы сразу поумерят свой пыл.

Предполагалось, что в случае начала войны с США «Боевые кроты» на подводных лодках будут доставлены к вражеским берегам, обеспечив диверсионные атаки на военные объекты американцев.

В связи с этим Ирошников предлагал неожиданное решение: в Атлантическом и Тихом океанах имеются подводные острова, глубина моря над которыми составляет от 25 до 100 метров. Потому на этих «банках» СССР должен построить искусственные острова и в соответствии с международным правом объявить их своей территорией. Официально эти острова будут считаться рыбопромысловыми базами, на самом же деле в их помещениях разместятся ядерные ракеты. Текущий уровень техники, как уверял Ирошников, позволит создать остров в течение суток, ещё порядка семи дней понадобится для превращения времянки в крепость из брони и бетона. Таким образом, американцы не успеют опомниться, как вокруг них вырастет 20–25 островов с красными флагами и ракетами. Поскольку открытый океан является ничейной акваторией, то возразить Вашингтону будет нечем, тем более США и сами возвели в Атлантике радиолокационные вышки. Стоимость каждого искусственного острова составит около миллиона рублей, при этом если часть базы всё-таки отдать рыбакам, то за счёт улова затраты быстро будут компенсированы.

Как пишет в своей книге «Россия. Какой она могла быть» Юрий Коршунов, письмо Ирошникова попало к Хрущёву, после чего из Кремля его переслали в Генштаб. Однако там не оценили полёт фантазии инженера – в своём отзыве на проект маршал Соколовский указал, что с военной точки зрения идея создания искусственных островов не заслуживает внимания. Хотя всё-таки стоит отметить, что мысль о создании базы под боком у США, видимо, запала в голову Хрущёву и спустя два года он её реализовал в иной форме, разместив на Кубе советские ракеты.

«Боевой крот» штурмует Америку

Имя Хрущёва связано и с другим оригинальным проектом. Ещё до начала Второй мировой войны в СССР и Германии проводились работы по созданию субтеррин – аппаратов, способных передвигаться под землёй, однако из-за сложности конструкции и дороговизны исполнения такие машины не были запущены в серийное производство. Второе дыхание идея запустить под землю транспортёр с солдатами и техникой, который в час Х сможет неожиданно вылезти на поверхность в тылу противника, обрела благодаря Хрущёву. В начале 60-х генсек, любивший грандиозные затеи, узнал о том, что ещё в 1948 году инженер Циферов получил авторское свидетельство на изобретение подземной торпеды. Одновременно в КГБ подтвердили, что в архивах хранятся трофейные чертежи немецких субтеррин. В результате Хрущёв распорядился начать работы по созданию советской подземной лодки, для строительства которой в Крыму был построен секретный завод, замаскированный под тепловую электростанцию.

Субтеррину, получившую название «Боевой крот», построили за два года. Лодка, оснащённая ядерным реактором, имела длину 35 метров и диаметр корпуса в 4 метра. Мощный бур на носу позволял ей передвигаться под землёй со скоростью до 7 километров в час. На борту аппарата могли находиться 20 человек – 5 членов экипажа и 15 десантников, а также до тысячи килограммов взрывчатки. Предполагалось, что в случае начала войны с США «Боевые кроты» на подводных лодках будут доставлены к вражеским берегам, обеспечив диверсионные атаки на военные объекты американцев. Также планировалось, что субтеррины смогут тайно доставить на территорию США ядерные заряды.

Первые испытания «Боевого крота» – по некоторым данным, они проводились в Подмосковье и Ростовской области – показали высокую эффективность нового оружия: лодка двигалась под землёй как по маслу. Однако попытка запустить аппарат через скальную породу Уральских гор закончилась катастрофой: в ходе второй серии испытаний субтеррина застряла и взорвалась, после чего проект был свёрнут. Интересно, не вспомнили ли о нём опять?

Тем временем

В случае войны российские танкисты смогут уничтожать врага не только физически, но и морально. Ещё в 2012 году изобретатель из Санкт-Петербурга Александр Семёнов запатентовал систему, позволяющую экипажу боевой машины использовать для стрельбы свои экскременты.

Для этого в распоряжении танкистов будет иметься ёмкость, куда они смогут справлять нужду. После полного заполнения закрытая крышкой ёмкость превратится в снаряд, который отправится в сторону противника. Автор идеи уверяет, что такой подход позволит убить двух зайцев – во-первых, решит проблему с отправлением естественных потребностей в танке, во-вторых – попадание фекального снаряда подорвёт боевой дух противника.

Во времена СССР была разработана подземная лодка под названием «Боевой Крот». Такие подземоходы предназначались для уничтожения ракетных шахт и командных пунктов противника. Доставлять «Кротов» к берегам США предполагалось на специально оборудованных атомных субмаринах. Увы, взрыв испытуемого образца, который уничтожил лодку и ее экипаж, положил конец этой перспективной разработке, хотя до этого «Крот» показал весьма впечатляющие результаты.

Мечта о покорении подземного мира

Человечество мечтало и мечтает не только покорить глубины океанов, но и подземный мир и даже достичь центра планеты. Первыми озвучили мечту об этом писатели-фантасты. Вспомним знаменитый роман Жюль Верна «Путешествие к центру Земли», написанный им в 1864 году. Его герои добрались до центра планеты через жерло потухшего вулкана. А вот герои книги «Подземный огонь» графа Шузи (1883 г.) добрались до центра Земли довольно примитивным способом, лишь орудуя кирками. Главным достоинством этого романа является предположение о горячем ядре планеты. Вгрызались в недра Земли и герои романа «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого (1927 г.), добывая золото из глубин земного шарика.

Однако самым любопытным и очень близким к нашей теме был роман Григория Адамова «Победители недр». Его автор использовал идею подземной лодки, которая весьма перекликается с секретными разработками СССР того времени. Было ли случайным такое совпадение? Либо автор романа обладал даром предвидения, либо для пропаганды могущества советской власти ему специально сообщили некоторые незначащие подробности секретного проекта. Кстати, скорость ракетоподобного аппарата, описанного Адамовым, при прохождении горных пород достигала 10 км в час. В 2003 году вышел американский фильм «Земное ядро», в котором, чтобы восстановить вращение земного ядра, несколько смельчаков отправляются вглубь Земли на специальном аппарате, который по всем данным похож на подземную лодку, разработанную еще в XX веке.

Если верить ряду публикаций, первым человеком, который разработал чертежи настоящего подземохода, был наш соотечественник Петр Рассказов. В 1918 году ученый-изобретатель был убит агентом германской разведки, похитившим у него всю документацию подземного аппарата. Конечно, американцы считают, что подземоход изобрел их знаменитый Томас Эдисон. Но на то они и американцы, ведь бывший президент Обама провозгласил их исключительной нацией…

Первые разработки подобного подземного аппарата в 20-30-х годах XX века начали советские инженеры А. Треблев, А. Баскин и А. Кирилов. Именно этим ученым принадлежит идея конструкции первой подземной лодки. Правда, разработанная ими машина предназначалась для гражданских целей: например, для облегчения нефтедобычи, поэтому для военных нужд ее следовало особо доработать. Сейчас неизвестно, что было положено в основу этих разработок, но на уральских рудниках в районе горы Благодать проводились пробные испытания этой лодки.

Конечно, аппарат по своим масштабам вряд ли напоминал полноценный рабочий вариант. Считают, что по своим параметрам он, скорее всего, был похож на более поздние комбайны, предназначенные для добычи угля. Однако из-за наличия ряда недоработок и отсутствия явных военных преимуществ власти закрыли все работы по подземоходу.

«Субтерины» Третьего рейха

Когда началась эпоха массового террора, многие участники проекта подземохода были расстреляны. Неожиданно прямо перед началом Второй мировой войны об этом проекте вспомнили власти, и их вновь заинтересовала подземная лодка. П. И. Страхов, ведущий специалист в данной области, внезапно был вызван в Кремль. Тогда он курировал строительство московского метрополитена. В беседе с Д. Ф. Устиновым, возглавлявшим комиссариат вооружений, Страхов подтвердил возможность построения подземохода.

Страхову предоставили сохранившиеся чертежи и предложили разработать усовершенствованный и более пригодный к боевому применению экспериментальный образец. На этот проект выделили средства, людей и необходимое оборудование. Предполагалось создать подземную лодку в самые кратчайшие сроки, однако этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Еще недоработанный экспериментальный образец распилили на металл, а Страхову поручили строительство бункеров.

Конечно, подобным проектом занимались и в фашистской Германии, где рассматривались буквально все варианты вооружений, способных принести победу Третьему рейху, будь то ракеты, самолеты, субмарины или подземные военные аппараты. Уже после окончания войны удалось раздобыть сведения о том, что фашисты также разрабатывали подземные боевые аппараты. Один из них назывался «Морской лев» (другое название - Subterrine), это был проект Р. Требелецкого и X. фон Верна. По мнению ряда исследователей, Р. Требелецким мог быть инженер А. Треблев, сбежавший из СССР.

На данную подземную лодку немецкий инженер Хорнер фон Вернер еще в 1933 году оформил патент. По замыслу конструктора, данный аппарат был способен развивать скорость до 7 км/ч. На борту могла находиться команда из 5 человек, вес боезапасов достигал 300 кг. Лодка была способна передвигаться не только под землей, но и под водой. Конечно, подобный многообещающий военный аппарат сразу засекретили, однако средств на реализацию проекта не было, и он оказался в военном архиве.

После начала войны граф фон Штауфенберг, занимавшийся военными проектами, предложил Гитлеру использовать такую машину для вторжения в Англию. Предполагалось, что аппарат как подводная лодка пересечет Ла-Манш, затем «вгрызется» в английский берег и уже под землей тайно доберется до нужного места. Этот план похоронил Герман Геринг, который заявил Гитлеру, что проще и дешевле заставить англичан капитулировать с помощью массивных бомбардировок. Хотя Геринг обещания не выполнил, подземную лодку так и не построили.

Вторая разработка называлась Midgard-schlange (в переводе - «Змея Мидгарда»), это был проект инженера Риттера. В то время многие немецкие инженеры и конструкторы страдали гигантоманией, подземоход по этому проекту имел длину от 400 до 520 метров и вес в 60 тысяч тонн. Предполагалось, что эта махина с экипажем из 30 человек будет развивать под водой скорость в 30 км/ч, в грунте и горных породах - от 2 до 10 км/ч. Вооружение подземохода состояло из мин, пулеметов и подземных торпед. На аппарате даже размещался малый транспортный челнок Laurin для сообщения с поверхностью.

Был ли реально создан подобный подземный монстр? Когда окончилась Великая Отечественная война, в районе Кенигсберга военные обнаружили странные штольни, словно проложенные каким-то аппаратом, рядом с которыми виднелись фрагменты некой взорванной проходческой машины. Предположили, что они являются остатками «Змеи Мидгарда».

Подземный крейсер для Никиты Хрущева

После разгрома фашистской Германии бывшие союзники начали настоящую охоту за передовыми немецкими разработками, военными технологиями и специалистами. В руки заместителя наркома обороны и начальника Главного управления контрразведки «СМЕРШ» В. С. Абакумова попал немецкий проект «Морской лев», касающийся разработки подземной лодки. Для оценки его перспективности была создана специальная группа под руководством профессоров Г. И. Покровского и Г. И. Бабата. Детально рассмотрев проект, ученые заявили, что немецкий подземоход пригоден для использования в военных целях.

Стоит отметить, что примерно в это же время (1948 год) созданием отечественного подземного аппарата занимался наш инженер М. Циферов, получивший авторское свидетельство СССР за изобретение подземной торпеды. Его аппарат не зря назывался торпедой, ведь он мог передвигаться в толще земли с довольно значительной скоростью - до 1 м/с! Таким образом, в СССР к концу 40-х годов существовало две разработки подземных лодок - немецкая «Морской лев» и отечественная Циферова.

Когда к власти в СССР пришел Н. С. Хрущев, уже шла холодная война, была развязана гонка вооружений, в которой нашей стране было необходимо иметь определенные козыри. Тогда Никите Сергеевичу и предложили создать боевую подземную лодку, причем уже на более высоком техническом уровне - с атомным двигателем. Идея руководителю страны понравилась, было принято решение в сжатые сроки построить секретный завод для опытного производства. В 1962 году у поселка Громовка (Украина)развернулось строительство завода для создания боевых подземных лодок. Ну а Никита Сергеевич не удержался и публично пригрозил империалистам, что их достанут не только из космоса, но даже из-под земли.

Буквально через пару лет, в 1964 году, секретный завод на Украине создал первую военную подземную лодку СССР, получившую название «Боевой Крот». Лодка имела титановый корпус, на ее борту находился атомный реактор, корма и нос были заострены. Диаметр лодки составлял 3,8 м, а длина - 35 метров. Экипаж «Боевого Крота» состоял из пяти человек, на свой борт лодка могла принять еще 15 десантников и тонну взрывчатки или вооружений. Ядерный реактор позволял лодке развивать скорость под землей до 7 км/час.

По замыслу военных «Боевой Крот» должен был уничтожать ракетные шахты и подземные командные пункты противника. Предлагалось доставлять такие подземоходы или «субтерины» к берегам США специально сконструированными атомными подводными лодками. При желании «Боевой Крот» способен был добраться даже до Белого дома. Согласно еще одной «задумке» военных, подземный крейсер мог установить в районе Калифорнии, где частенько случаются землетрясения, подземный ядерный заряд. Его подрыв вызвал бы мощное искусственное землетрясение, которое американцы восприняли бы как естественное стихийное бедствие.

Осенью 1964 года были начаты испытания «Боевого Крота». Подземоходу удалось показать неплохие результаты, он легко преодолел разнородные горные породы и уничтожил подземный бункер условного противника. Не раз на демонстрациях возможностей подземного атомохода присутствовали члены различных правительственных комиссий.

К сожалению, во время очередных плановых испытаний в Уральских горах на подземной лодке по какой-то причине произошел взрыв (не исключали и диверсию), и «Боевой Крот» вместе с экипажем под руководством полковника Семена Будникова и десантниками остался навсегда замурованным в толще горных пород. Эта авария подкосила проект, из-за взрыва испытания были прекращены, после смещения Хрущева и прихода Брежнева к власти проект полностью закрыли, а его материалы засекретили. Только во второй половине 70-х годов в СМИ начали всплывать отдельные детали этого проекта.

Занимаются ли исследованиями в области создания подземных лодок в наше время? На этот вопрос сложно ответить. Скорее всего, уже никто не собирается пробираться под землей к американским ракетным шахтам, однако, думаю, военные не отказались бы иметь в своем распоряжении подобные аппараты. Ясно одно: в гражданской сфере, без сомнения, ведутся разработки различного оборудования для прокладки подземных туннелей, а ведь по существу «Боевой Крот» являлся своеобразным автономным горнопроходческим комбайном.

Возможно Вам будет интересно:




Был, оказывается, в Советском Союзе такой проект: танк-субтеррина, способный перемещаться на небольшой глубине под землей, как . Таким образом выныривать на поверхность в тылу врага и сеять там хаос и разрушение. Энергетическая установка, естественно, атомная.


Упоминается в передаче про секретные танки:

Судя по разрозненным источникам, проект был-таки осуществлен. Хотя предполагаемая боевая эффективность вряд ли получила подтверждение (современные туннелепроходческие машины имеют скорость перемещения под землёй в пределах максимум пары десятков метров в сутки . Сомневаюсь, что даже атомный привод и отсутствие необходимости крепления позволили достичь приемлемой скорости).

Группа лиц в википедии сообщает:

Существуют утверждения о создании атомной подземной лодки «Боевой крот» в СССР в 1962—1964 годах. Работала по принципу машин, прокладывающих тоннели в метро. Энергией лодку обеспечивал бортовой атомный реактор. Имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 метра и длиной 35 метров. Экипаж — 16 человек. Скорость движения под землёй — до 15 км/час. Боевая задача — уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника.

Атомные подземные лодки «Боевой крот» предположительно производились на специально построенном заводе в Громовке (Украина) и испытывались на Урале, в Ростовской области, в подмосковном Нахабино. Под землёй в общей сложности пройдено более 30 километров. Испытания были прекращены с связи со взрывом одного из аппаратов. После смены руководства СССР в 1964 году проект был закрыт.

Есть статья и на сайте "Популярной механики" - "Ядерный подземный крейсер и другие способы путешествовать в глубинах Земли" (см. Мечта Хрущова):
Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился. Во время второй серии испытаний произошел загадочный взрыв, и подземная лодка со всем своим экипажем погибла, оказавшись замурованной глубоко в земной толще.
См. также: