Вышла полная версия рейтинга регионов по уровню развития цифровизации «Цифровая Россия. От Волги до Енисея: барометр уровня жизни в регионах РФ Рейтинг регионов по географическому положению

Вышла полная версия рейтинга регионов по уровню развития цифровизации «Цифровая Россия. От Волги до Енисея: барометр уровня жизни в регионах РФ Рейтинг регионов по географическому положению

В ходе разработки стратегии на этапах диагностики и целеполагания очень важно понимать позицию объекта стратегирования относительно конкурентов и иметь возможность ставить цели в терминах удержания или усиления своих позиций. Для этого необходимы регулярные рейтинги.
Один из таких рейтингов - RCI, будет постоянно обновляться партнером РЦСП компанией AV Group.

Кроме того, на этой странице сайта будут размещаться и другие рейтинги, ведущиеся государственными и независимыми организациями. Включая и эпизодические, сделанные отдельным исследователями и опубликованными в научной литературе.

Подробнее в заметках заместителя директора РЦСП А.Р. Батчаева:

  • Как использовать рейтинги в планировании
  1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России (разработчик - рейтинговое агентство «Эксперт РА»).
  2. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  3. Рейтинг российских регионов по качеству жизни (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  4. Рейтинг кредитоспособности регионов РФ (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  5. Рейтинг инновационных регионов России (разработчик - Ассоциация инновационных регионов России).
  6. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ (разработчик - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).
  7. Рейтинг готовности регионов к будущему (разработчик - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).
  8. Рейтинг энергоэффективности субъектов РФ (разработчик - Минэнерго России совместно с информационной группой «Интерфакс»).
  9. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (разработчик - Агентство стратегических инициатив).
  10. Национальный туристический рейтинг (разработчик - Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России»).
  11. Национальный рейтинг губернаторов (разработчик - Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»).
  12. Экологический рейтинг регионов России (разработчик - Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»).
  13. Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ (разработчики - Агентство политических и экономических коммуникаций и Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ).
  14. Рейтинг регионов России по уровню развития игровых видов спорта (разработчики - Фонд «Петербургская политика» и спортивное издание «Спорт-Экспресс»).
  15. Рейтинг (ранжирование) регионов по доле населения, обеспеченного питьевой водой отвечающей требованиям безопасности (разработчик - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Роспотребнадзор).
  16. Рейтинг регионов РФ по экологической и энергетической эффективности бизнеса (разработчик - Эколого-энергетическое рейтинговое агентство «Интерфакс-ЭРА»).
  17. Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI - полюса роста России (разработчик - консалтинговая компания АВ Груп (AV Group).
  18. Рейтинг регионов по индексу социально-экономической и политической напряженности (разработчик - Комитет гражданских инициатив).
  19. Рейтинг инвестиционной привлекательности индустриальных парков и особых экономических зон (разработчик - Аналитический центр «Эксперт»).

    Ранжирование городов на основе «рангового вектора динамики» в период 2002-2011 гг.
    Ранжирование является результатом научного исследования, проведенного профессором Б.С. Жихаревичем и доцентом О.В. Русецкой (МЦСЭИ «Леонтьевский центр»). В ходе исследования были оценены колебания в динамке социально-экономического развития 120 крупных российских городов (в т.ч. 77 административных центров регионов). Использовались 9 показателей, рост значений которых можно однозначно трактовать в качестве свидетельства положительного развития города. Ранговый вектор динамики представляет собой последовательность из девяти цифр, соответствующих номеру ранговой группы, в которую входил город в каждый из рассматриваемых периодов (2003-2011 гг.). Выделены следующие типы траекторий движения городов: стабильно опережающие; стабильно отстающие; ускорявшие развитие; замедлявшие развитие; колеблющиеся (с разнонаправленной динамикой).

    Рейтинг устойчивого развития городов России 2014
    Рейтинг подготовлен рейтинговым агентством SGM, опубликован в 2015 г. Составлен в соответствии с принципами устойчивого развития территории. Охватывает 173 города России, с численность населения свыше 100 тыс. человек. В качестве методологической основы использовалась концепция триединого итога, в которой учитываются экономические результаты, социальная и экологическая составляющие. Для подготовки рейтинга на основе 32-х показателей (открытые данные муниципальной статистики, которые публикуются Росстатом) рассчитывался индекс устойчивого развития городов. Среди методических подходов к расчету рейтинга, можно отметить применение весовых поправочных коэффициентов (определяются методом экспертных оценок) и линейного масштабирования (определения положения города среди других городов с присвоением частного индекса от 0 до 1).

МОСКВА, 14 янв - ПРАЙМ. В рейтинге регионов по качеству жизни - 2016 первые позиции по-прежнему занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Замыкают рейтинг Республика Ингушетия и Республика Тыва. Наиболее существенно улучшились позиции Республики Крым.

Рейтинговое агентство РИА "Рейтинг" медиагруппы МИА "Россия сегодня" подготовил очередной, шестой по счету рейтинг качества жизни населения в российских регионах. Рейтинг строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в социальной сфере. На основе учитываемых 72 индикаторов рассчитан рейтинговый балл, который выступает в качестве оценки межрегиональных различий и критерия ранжирования регионов.

Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что стабилизация экономической ситуации в 2017 году благоприятно отразилась на качестве жизни в большинстве регионов. Среднее значение рейтингового балла всех регионов в Рейтинге регионов по качеству жизни - 2017 составило 45,12, что на 1,16 пункта больше, чем в Рейтинге - 2016. В предыдущем году среднее значение рейтингового балла всех регионов выросло всего на 0,35 пункта. Сводный рейтинговый балл вырос у 71-го региона, что обусловлено улучшением показателей, учитываемых при расчете рейтинга. При этом из четырнадцати регионов, у которых сводный рейтинговый балл снизился, только у пяти снижение превысило 1 пункт.

Как свидетельствуют результаты рейтинга, первая и последняя десятки регионов остались практически без изменений. В то же время, несмотря на относительную устойчивость распределения регионов на полюсах рейтинга, позиции ряда регионов в середине списка изменились существенно. Более чем на пять мест изменились позиции 14 регионов, из которых у десяти позиции улучшились, а у четырех - ухудшились.

Первые позиции в рейтинге регионов по качеству жизни по-прежнему занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, сводный рейтинговый балл у которых превышает значение 70 (возможный минимум - 1, возможный максимум - 100). За ними следуют Республика Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Воронежская область, Липецкая область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Калининградская область. В Рейтинге - 2016 большинство этих регионов также входили в первую десятку. Исключением является только Калининградская область, которая в предыдущем рейтинге занимала 11-е место, а в Рейтинге - 2017 поднялась на одну позицию и заняла 10-е место. Покинула первую десятку Тюменская область, которая в текущем рейтинге занимает 13 место. При этом значение сводного рейтингового балла Тюменской области в Рейтинге - 2017 выросло на 0,68 пунктов, таким образом, снижение ее позиций в рейтинге в большей степени обусловлено не ухудшением показателей, а тем, что в ряде других регионов показатели улучшились более существенно.

Состав замыкающей рейтинг десятки по сравнению с предыдущим годом не изменился. При этом у пяти регионов из последней десятки значение сводного рейтингового балла повысилось, что свидетельствует об улучшении большинства показателей, учитываемых при расчете рейтинга. Среди регионов из замыкающей рейтинг десятки сводный рейтинговый балл вырос у Республики Калмыкия, Республики Тыва, Еврейской автономной области, Курганской области и Республики Бурятия. Тем не менее, дистанция до среднего по стране уровня у этих регионов довольно велика.

Лидеры роста и снижения

В текущем рейтинге десять регионов показали рост более чем на 5 мест. Самый существенный рост позиций продемонстрировали Республика Крым, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Хакасия. Лидером роста стала Республика Крым, которая переместилась с 66-го на 55-е место. Республика Крым второй год демонстрирует существенное улучшение позиций, что является следствием позитивных изменений в социальной и экономической сферах. Республика входит в число лидеров среди субъектов РФ по темпам роста многих социально-экономических показателей. Сводный рейтинговый балл Республики Крым в Рейтинге - 2017 повысился на 4,27 пункта. Этому способствовало улучшение таких показателей как объем вкладов и депозитов физических лиц, отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Также в Республике снизился уровень безработицы, сократились сроки поиска работы, уменьшилась смертность от внешних причин, снизилась общая заболеваемость населения, повысилась обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, выросла доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, и улучшился ряд других показателей.

Ямало-Ненецкий автономный округ поднялся на 8 мест и в Рейтинге - 2017 занимает 16-е место. Сводный рейтинговый балл повысился на 4,27 пункта. Такой результат стал следствием повышения обеспеченности врачами, увеличения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, сокращения уровня преступности, снижения смертности населения от внешних причин, сокращения доли коммунальных сетей (водопроводной, канализационной сети и тепловых и паровых сетей), нуждающихся в замене, роста затрат на охрану атмосферного воздуха на единицу выбросов. Кроме того, в автономном округе повысился объем вкладов депозитов физических лиц в банках и улучшился ряд экономических показателей, среди которых рост объемов производства товаров и услуг, повышение доли прибыльных предприятий.

Республика Хакасия в Рейтинге - 2017 заняла 51-е место, что на 7 позиций выше, чем в предыдущем рейтинге. Сводный рейтинговый балл региона вырос на 3,79 пункта. В предыдущем году республика также поднялась на 7 мест. Основными факторами, способствовавшими росту позиций Республики Хакасия в Рейтинге - 2017, стали снижение уровня безработицы, рост объема вкладов физических лиц в банках, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, снижение смертности населения от внешних причин и младенческой смертности, повышение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, рост доли государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения. Также в республике выросла обеспеченность населения жильем, увеличилась доля прибыльных предприятий и улучшился ряд других показателей.

В число лидеров по улучшению позиций в рейтинге также входят Тульская область, г. Севастополь, Хабаровский край, Удмуртская Республика, Мурманская область, Амурская область и Чеченская Республика. Позиции данных регионов РФ в рейтинге улучшились на 6 мест.

Более чем на 5 мест снизились позиции Республики Коми (-6 мест), Республики Адыгея (-7 мест), Орловской области (-8 мест) и Республики Северная Осетия - Алания (-15 мест).

Снижение позиций Республики Северная Осетия-Алания обусловлено ухудшением позиций по ряду показателей, в числе которых: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения. Ухудшились и некоторые экономические показатели. Сократился объем производства товаров и услуг, снизилась доля прибыльных предприятий. В то же время можно отметить, что ряд показателей Республики Северная Осетия-Алания улучшился. Среди них ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность, доля ветхого и аварийного жилья и некоторые другие.

В Орловской области ухудшилось отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, повысилась безработица и выросли сроки поиска работы безработными, увеличились выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, снизилась обеспеченность больничными койками. Кроме того, негативное влияние на позиции в рейтинге оказало ухудшение некоторых экономических показателей, в частности: сокращение инвестиций в основной капитал, снижение доли прибыльных предприятий. В то же время в Орловской области была зафиксирована позитивная динамика некоторых показателей, например, сократился уровень преступности, снизилась смертность населения от внешних причин и младенческая смертность. Следует отметить, что сводный рейтинговый балл Орловской области снизился незначительно - всего на 0.33 пункта.

Республика Адыгея ухудшила свои позиции в рейтинге вследствие повышения уровня младенческой смертности, снижения обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, снижения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, снижения обеспеченности больничными койками, повышения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, увеличения время поиска работы безработными и ухудшения ряда других показателей. При этом в качестве позитивных факторов можно назвать сокращение доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, повышение обеспеченности населения жильем, снижение уровня преступности.

Республика Коми опустилась в рейтинге на 6 мест, однако значение сводного рейтингового балла снизилось всего на 0.23 пункта. Среди основных факторов, которые оказали негативное влияние на позиции Республики Коми в рейтинге, можно выделить рост доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, ухудшение отношения денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, снижение обеспеченности больничными койками. Кроме того, в республике сократились инвестиции и снизилась доля прибыльных предприятий, что также способствовало снижению позиций в рейтинге. При этом ряд показателей, учитываемых при расчете рейтинга, улучшился. В частности в республике снизился уровень безработицы, сократился уровень преступности и смертность от внешних причин, уменьшились выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

При расчете рейтинга проводился анализ 72 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.

Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Рейтинговый балл группы определялся путем агрегирования рейтинговых баллов показателей, входящих в группу.

Слабых субъектов в составе России по-прежнему больше, чем сильных, положение жителей в некоторых из них, мягко говоря, незавидно

Регионов с низким и крайне низким уровнем жизни в России гораздо больше, чем благополучных, а разрыв между ними остается колоссальным. В отдельных субъектах РФ наблюдается хроническая бедность, а безработица в 4-5 раз превышает среднероссийскую. Основным очагом неблагополучия является Северный Кавказ, но локальные проблемы есть также в Сибири, на Юге, в Поволжье и в Центральном округе. Подробнее - в исследовании «Реального времени».

Где живется богаче

Высокие цены на нефть, рост федеральных трансфертов и хорошая собираемость налогов с населения и компаний пошли на пользу региональным бюджетам: в первом полугодии их доходы увеличились почти на 10%, а дефицитных бюджетов осталось всего 25. Но это не избавило от многих проблем. В разной степени слабых субъектов в составе России по-прежнему гораздо больше, чем сильных, положение жителей в некоторых из них, мягко говоря, незавидно.

«Реальное время» составило рейтинг регионов по уровню жизни. В его основу легло несколько показателей: отношение зарплат к местному прожиточному минимуму, бедность и безработица, а также отношение среднедушевых доходов к стоимости фиксированного потребительского набора (более подробно методология описана в справке).

Каждый из этих показателей приносил от 0 до 2,5 балла. В зависимости от конечного суммированного балла регионы были разделены на четыре категории: высокий уровень жизни (8-10 баллов, в итоговой таблице такие субъекты отмечены зеленым цветом); средний уровень (5,5-7,9 балла, отмечены желтым); низкий уровень (3,5-5,4 балла, отмечены серым); крайне низкий уровень (0-3,4 балла, красный цвет).

В результате большая часть регионов попала в категорию середняков. «Зеленых» субъектов набралось 10: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Татарстан, а также Магаданская и Сахалинская области. Регионов с низким уровнем жизни оказалось 13.

Наконец, в «красную» категорию вошли девять субъектов РФ. Почти половина из них сосредоточена на Северном Кавказе (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня). Три таких региона (Забайкальский край, Тыва и Республика Алтай) расположены в Сибирском федеральном округе, еще по одному - на Дальнем Востоке (Еврейская автономная область) и в Южном ФО (Калмыкия). Для всех субъектов-аутсайдеров характерна хроническая бедность и масса других социально-экономических проблем.

Зарплаты в ЯНАО равны шести прожиточным минимумам, в Татарстане - трем с половиной

Безусловным лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, район Крайнего Севера, в котором добывается более 90% российского природного газа и более 6% нефти. ЯНАО - единственный из всех субъектов, получивший максимальный балл по всем показателям. К примеру, средние зарплаты в округе в I полугодии соответствовали 6 прожиточным минимумам трудоспособного населения, хотя в большинстве регионов они не дотягивали и до 3,5 местного минимума.

Среднедушевые денежные доходы жителей округа (от 67,9 до 73,2 тыс. рублей в апреле - июне 2018 года) позволяют им приобрести 3,6-3,9 фиксированного набора товаров и услуг. Это в 1,5-2,5 раза больше, чем в большинстве других регионов. Кроме того, в ЯНАО нет проблем с безработицей, а уровень бедности примерно вдвое ниже, чем в целом по стране.

Вторую строчку рейтинга поделили Москва и Санкт-Петербург, набравшие по 9,5 балла. Покупательная способность зарплат и доходов в этих субъектах чуть ниже, чем в ЯНАО. Так, средние зарплаты в Санкт-Петербурге соответствовали без малого 5 прожиточным минимумам трудоспособного населения, в Москве - 4,6. Денежные доходы в столице России составляют 2,4-3,3 от стоимости фиксированного потребительского набора, в Санкт-Петербурге - от 2,3 до 2,8 набора. Уровень безработицы и бедности в этих субъектах РФ также существенно ниже, чем в целом по стране.

Отношение зарплат к прожиточному минимуму трудоспособного населения в регионах РФ, II квартал 2018 года

Сразу пять регионов получили по 9 баллов. Среди них - Сахалинская область, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, Татарстан и Московская область.

ХМАО - второй регион Уральского федерального округа, оказавшийся в числе лидеров рейтинга, - имеет репутацию одного из самых богатых российских субъектов (в 2016 году вклад округа в ВВП страны превышал 3,5%). Отношение зарплат к прожиточному минимуму в регионе составило 452%. Однако по отношению доходов к цене фиксированного потребительского набора субъект получил не высший балл.

Татарстан, который оказался единственным «зеленым» регионом в Приволжском федеральном округе, получил по 2 балла за покупательную способность зарплат и денежных доходов. Средняя зарплата в республике равна 3,6 прожиточного минимума трудоспособных граждан, а доходы позволяют приобрести 2,4- 2,6 потребительского набора. Высших баллов регион удостоился за показатели бедности (7,7%) и безработицы (3,4%). Почти такая же ситуация в Московской области.

При этом в отдельных регионах с высоким уровнем жизни уровень бедности выше и сопоставим с общероссийским. Например, в Ненецком автономном округе, одном из самых малонаселенных субъектов Федерации, он превышает 11%, в ХМАО составляет 12,6%.

Отношение доходов к стоимости фиксированного потребительского набора в регионах РФ, с апреля по июнь 2018 года

40% жителей Тывы - за чертой бедности

В категории аутсайдеров самый слабый результат получили два субъекта - Ингушетия на Северном Кавказе и Республика Тыва в Восточной Сибири. Оба они набрали всего по 1 баллу. В регионах наблюдается критически высокий уровень бедности: так, в Ингушетии он зашкаливает за 30%, а в Тыве за чертой бедности находятся более 40% домохозяйств. Уровень безработицы в Тыве и Ингушетии также в 4-5 раз выше общероссийского: 20,5% и 26,4% соответственно.

Кроме того, в этих регионах сложилось одно из самых худших соотношений денежных доходов и стоимости фиксированного набора товаров и услуг. В Ингушетии диапазон доходов в апреле - июне составил от 14,4 до 15,8 тыс. рублей. Эти деньги позволяли купить 1,1-1,2 потребительского набора.

В Тыве средняя стоимость набора в эти месяцы составила 13,6 тыс. рублей, а доходы - от 12,7 до 15,2 тыс. рублей. Таким образом, жители республики могли приобрести от 0,9 до 1,1 набора.

Уровень бедности в регионах РФ, 2017 год

Впрочем, низким это отношение было и во многих других регионах из самых разных частей страны. В Приволжском федеральном округе 0 баллов по этому показателю получили сразу три региона - Чувашия, Мордовия и Марий Эл. Жителям этих субъектов денег хватает на 1,3-1,6 потребительского набора.

На Юге России самая низкая покупательная способность доходов - у жителей Калмыкии. Они могут приобрести не более 1,2 набора товаров и услуг. На Дальнем Востоке примерно в такой же ситуации находятся жители Еврейской автономной области (1,3-1,4 набора), а на Кавказе, помимо жителей Ингушетии, - население Карачаево-Черкесии (1,2 набора).

Отдельные точки неблагополучия нашлись даже в сравнительно беспроблемном Центральном федеральном округе: входящая в его состав Ивановская область имеет самое низкое в России соотношение зарплат к прожиточному минимуму. В целом же регионы «красной» категории есть в четырех из восьми федеральных округов.

Уровень безработицы в регионах РФ, за май-июль 2018 года

Артем Малютин

Справка

Данные по средним зарплатам относятся к I полугодию 2018-го, размер регионального прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМТН) взят за II квартал. Баллы за отношение зарплат к ПМТН распределялись следующим образом: если зарплата в регионе составляет от 1 до 2,4 прожиточного минимума - 0 баллов, от 2,5 до 3,4 прожитого минимума - 1 балл, от 3,5 до 4 - 2 балла, выше 4 прожиточных минимумов - 2,5 балла.

В случае, если отношение зарплат к ПМТН оказывалось пограничным (например, в Белгородской области оно составило 347,3%, что без округления предписывало присвоить 1 балл, а после округления - уже 2 балла), показатель дополнительно пересчитывался за предыдущие периоды.

Данные по уровню безработицы взяты в среднем за май - июль 2018 года. Если уровень безработицы ниже 5%, регион получал 2,5 балла, от 5 до 9,9% - 2 балла, от 10 до 15% - 1 балл, выше 15% - 0 баллов.

Данными по уровню бедности Росстат располагает лишь за 2017 год. Баллы по этому показателю распределялись так: регионы с уровнем бедности ниже 10% получали 2,5 балла, от 10 до 14,9% - 2 балла, от 15 до 20% - 1 балл, выше 20% - 0 баллов.

Среднедушевые денежные доходы указаны за период с апреля по июнь 2018 года включительно, стоимость фиксированного набора товаров и услуг является средней за эти месяцы. Поскольку обе эти переменные существенно меняются каждый месяц, некоторые регионы не могли получить определенный балл. Например, доходы жителей Москвы в апреле - июне составляли от 51,5 до 72,2 тыс. рублей в месяц. Нижняя граница этого диапазона позволяла приобрести 2,4 потребительского набора (1 балл), верхняя граница - 3,3 набора (2,5 балла). В таких случаях дополнительно рассчитывалось соотношение за более ранние месяцы (кроме января, так как в январе доходы населения традиционно ниже).

Баллы распределялись по следующему принципу: если среднедушевые доходы позволяют приобрести от 0 до 1,4 потребительского набора, региону присваивалось 0 баллов, от 1,5 до 2,4 набора - 1 балл, от 2,5 до 3 наборов - 2 балла, больше 3 наборов - 2,5 балла.

Все данные по Архангельской и Тюменской областям приведены без учета входящих в их состав автономных округов.

По статистике, каждый год в России примерно 3% населения переезжают на новое место жительства. Казалось бы, цифра небольшая. Однако, если учесть, что со сменой года состав переселенцев обновляется практически полностью, выходит, что за десяток лет более четверти россиян перебираются в другие места.

Куда же именно они едут и откуда пытаются побыстрее исчезнуть? Ответ на этот вопрос дает исследование «РИА Новости», определившее по более чем 70 показателям самые лучшие регионы России по уровню жизни 2019 года. В них самый высокий уровень жизни, большие зарплаты, мало безработицы, хорошая экология и климат, достойное здравоохранение и развитая транспортная сеть.

В основу исследования легли данные Минфина, Росстата, Минздрава, Банка России и другие источники.

10. Калининградская область

На десятом месте находится небольшой регион, зажатый между Литвой и Польшей. Калининградская область взяла лучшее от Европы и Балтики – начиная от архитектуры и заканчивая частью Куршской косы, излюбленного места отдыха россиян. Живет там немного народу – чуть более миллиона, а в самом крупном городе (Калининграде) насчитывается всего 475 тысяч жителей.

9. Липецкая область

По сравнению с прошлогодним рейтингом качества жизни в регионах РФ дела Липецкой области идут похуже. С восьмого места она сместилась на девятое. Однако это совсем не связано с госдолгом, даже наоборот. Как правило, чем больше денег должна область Минфину, тем лучше у нее идут дела. Пока что Липецкая область занимает скромную 16-ю строчку в списке должников.

Лидирует она по другим показателям, и в первую очередь — по инвестиционной активности. Регион, и так славившийся развитой промышленностью, которую даже девяностые годы не сумели выкосить полностью, собирается в 2019 году запустить сразу шесть новых предприятий в сотрудничестве с иностранными товарищами. Так что работы для местных жителей будет еще больше.

8. Ханты-Мансийский АО – Югра

А вот Югра поднялась с девятой на восьмую строчку в списке самых благополучных областей России. Единственный сибирский регион в топ-10 получил свое достойное место в первую очередь благодаря «нефтяным деньгам». Не зря в Сургуте одни из самых высоких зарплат среди всех городов России. Он входит в первую десятку .

В отличие от «долговой» Липцкой области, Югра полностью самодостаточна, и уже не первый год является регионом-донором. Несмотря на суровый сибирский климат, изнуряющие холода зимой и всепроникающий гнус летом, люди туда продолжают ехать. Каждый год население области устойчиво растет минимум на 20 тысяч человек.

7. Воронежская область

Уже который год Воронежская область находится на втором месте по числу приезжих, как из стран бывшего СНГ, так и россиян. Привлекают их в первую очередь возможности заработка, так как согласно статистике уровень безработицы в области не превышает 1%.

Работают воронежцы как на промышленных предприятиях, так и в сельской области – Воронежская область является одной из лидирующих в России про производству зерновых культур и картофеля. Кроме того, она недавно получила первое место в рейтинге Министерства культуры по «информационной активности культурной жизни». Вот так-то, а то все «Питер, Питер».

6. Краснодарский край

Долги Краснодарского края перед Российской Федерацией превышают 140 млрд. рублей. Сразу видно, какой регион наше государство считает ценным и готово подставить ему свое могучее финансовое плечо.

Краснодарский край, и так чрезвычайно важный для страны в качестве житницы и одного из самых популярных регионов для туризма, получил еще больше значения в связи с присоединением Крыма. Именно через мост, соединяющий Таманский полуостров и Керчь, идет автомобильное сообщение с новой территорией.

А еще в Краснодарском краю буду стоить железнодорожный мост, и новую железную дорогу, и еще одну автомобильную. Работы, как и финансовых вливаний в регион, будет много. А помимо работы, в Краснодарском краю еще отличная экология, прекрасный климат, и море (пусть и не слишком чистое).

5. Белгородская область

На пятом месте рейтинга лучших регионов России по уровню жизни расположилась хозяйка зеленых полей и снежно-белых меловых гор – Белгородская область. 70% ее почвы составляют черноземы, так что неудивительно, что испокон веков люди занимались тут сельским хозяйством и животноводством.

В нынешнем году белгородская администрация решила вывести из обращения при выращивании животных и птицы препараты с гормонами роста и различные стимуляторы, что сделает местное животноводство экологически чистым.

Правда, не всё белгородчанам нравится – область находится среди лидеров по числу протестов. Больше всего жителей волнуют вопросы развития инфраструктуры и внутреннего благоустройства.

4. Республика Татарстан

Татарстан в какой-то мере уникален. Это единственный регион России в первой десятке, большинство населения которого не составляют русские. Можно сказать, что Татарстан — своего рода государство в государстве, которое любит быть независимым, но не слишком.

Достигается это умелым лавированием президента республики Рустама Минниханова, который, с одной стороны, наладил хорошие связи с центром, а с другой – умеет польстить своим, например, введением обязательного изучения татарского языка в школе.

Татарстан – один из самых экономически развитых регионов-доноров России, что объясняется не только добычей нефти и развитым промышленным производством, но и эффективным сельским хозяйством, а также превосходным транспортным положением. Свою роль сыграл и туризм, ведь россияне обожают ездить в Казань на экскурсии.

3. Московская область

Притягательностью для жизни Московская область обязана, разумеется, своей соседке – столице. Об этом свидетельствует и количество строящегося в регионе жилья. На него приходится 12-14% всех поступающих в эксплуатацию домов.

Кстати, результаты Московской области также подтверждают закономерность – чем больше госдолга у региона перед Минфином, тем лучше в ней жить. Задолжала МО скромную сумму в 128,8 млрд. рублей, которая хоть и уступает показателям Краснодарского края, однако значительно превосходит все остальные. Для сравнения: идущая следом в списке должников Ярославская область должна будет когда-нибудь вернуть в государственную казну 37,2 млрд. рублей.

2. Санкт-Петербург

Северная столица уверенно набирает обороты, и может когда-нибудь потеснит и столицу всея Руси. Отстает Питер от Москвы на каких-то 1,6 балла. Согласитесь, что в масштабах рейтинга, где разница между городами обычно идет от 2 до 9 баллов, эта цифра совсем незначительная.

Число внутренних мигрантов в Санкт-Петербург в последние годы значительно превышает число мигрантов в Москву (11% «новых москвичей» против 28% питерских «понаехавших»). Славится Питер не только обилием рабочих мест и высокими зарплатами, но и отличной инфраструктурой, обилием торговых точек, а также близостью к загранице. Оттуда до Финляндии рукой подать.

1. Москва

Неужели у кого-либо были сомнения, какой город займет первое место в рейтинге регионов по уровню жизни в 2019 году? Да-да, в очередной раз победила столица нашей Родины. Она хоть и не верит слезам, однако как магнитом притягивает всех желающих кардинально изменить свою жизнь.

Однако, популярность Москвы среди внутренних мигрантов потихоньку падает, в отличие от популярности Санкт-Петербурга. Зато Первопрестольная продолжает оставаться самой большой российской кузницей кадров для стран СНГ и дальнего зарубежья.

Времена меняются, а вот призовая десятка лучших регионов России по уровню жизни в 2019 году остается практически той же самой, что и в предыдущем рейтинге. Разве что произошла небольшая рокировка между восьмым и девятым местом.

Занятнее наблюдать за остальной частью рейтинга, которая насчитывает как яркие взлеты (например, Магаданская область перемахнула с 44 на 35 место), так и драматические падения (показатели Удмуртской республики снизились с 36 по 43). А хуже всех живется обитателям республики Тыва – как была она на 85, так и осталась.

Полный рейтинг регионов России по уровню жизни 2019 (таблица)

Субъект РФ Баллы 2017
1 Москва 77.371 1
2 Санкт-Петербург 75.687 2
3 Московская область 72.453 3
4 Республика Татарстан 66.147 4
5 Белгородская область 64.426 5
6 Краснодарский край 63.973 6
7 Воронежская область 60.757 7
8 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 60.113 9
9 Липецкая область 59.245 8
10 Калининградская область 58.935 10
11 Ленинградская область 58.148 12
12 Ямало-Ненецкий автономный округ 57.966 16
13 Свердловская область 56.672 11
14 Тюменская область 56.302 13
15 Курская область 55.391 15
16 Нижегородская область 55.077 14
17 Тульская область 54.769 17
18 Самарская область 54.214 20
19 Ростовская область 54.124 18
20 Севастополь 53.527 23
21 Калужская область 53.043 19
22 Ставропольский край 53.016 22
23 Челябинская область 52.435 21
24 Новосибирская область 51.249 26
25 Республика Башкортостан 50.201 24
26 Рязанская область 49.898 25
27 Ярославская область 49.597 28
28 Ульяновская область 48.779 31
29 Хабаровский край 48.778 30
30 Пензенская область 48.511 27
31 Республика Адыгея 47.973 29
32 Камчатский край 47.868 35
33 Оренбургская область 47.763 41
34 Владимирская область 47.573 32
35 Магаданская область 47.465 44
36 Мурманская область 47.308 42
37 Волгоградская область 47.307 39
38 Саратовская область 47.222 33
39 Смоленская область 47.184 37
40 Тамбовская область 46.955 34
41 Орловская область 46.924 43
42 Пермский край 46.650 44
43 Удмуртская Республика 46.506 36
44 Республика Мордовия 46.280 46
45 Красноярский край 46.260 38
46 Сахалинская область 45.978 53
47 Чувашская Республика 45.925 40
48 Ивановская область 45.402 47
49 Брянская область 45.270 50
50 Приморский край 45.200 48
51 Томская область 44.469 49
52 Республика Крым 43.803 55
53 Амурская область 43.801 61
54 Кемеровская область 43.260 56
55 Республика Хакасия 42.166 51
56 Астраханская область 41.725 52
57 Омская область 41.681 54
58 Псковская область 41.602 62
59 Тверская область 41.521 64
60 Костромская область 40.685 58
61 Новгородская область 40.553 57
62 Вологодская область 40.353 59
63 Кировская область 40.183 60
64 Республика Коми 39.984 65
65 Республика Северная Осетия – Алания 39.827 72
66 Республика Марий Эл 39.548 63
67 Ненецкий автономный округ 39.255 67
68 Иркутская область 39.240 69
69 Республика Дагестан 39.102 73
70 Чукотский автономный округ 38.954 78
71 Чеченская Республика 38.766 68
72 Республика Саха (Якутия) 37.617 71
73 Алтайский край 37.609 66
74 Республика Карелия 36.324 70
75 Архангельская область 35.676 74
76 Кабардино-Балкарская Республика 34.148 75
77 Республика Бурятия 30.526 76
78 Еврейская автономная область 29.923 80
79 Курганская область 28.890 77
80 Республика Алтай 28.768 82
81 Республика Калмыкия 28.757 79
82 Республика Ингушетия 28.533 84
83 Забайкальский край 27.192 81
84 Карачаево-Черкесская Республика 25.300 83
85 Республика Тыва 16.195 85

вестник 07.04.2016

Россия крайне неоднородная страна: по какому бы параметру не проводилось сравнение ее регионов, они все будут отличаться друг от друга. Территория, природно-климатические условия, национальный состав, экономический потенциал и уровень социального развития - везде эти параметры разные.

Однако существует потребность в понимании того, чем живет каждый субъект федерации, в определении величины инвестиционного, демографического и потребительского потенциала, степени представленности бизнеса. Для этих целей Информационное агентство Credinform составило «Рейтинг социально-экономического развития регионов, 2015 г.» .

Собранные нами статистические данные существенно отличаются в каждом регионе, что объясняется разнородностью территорий. Приведение их к унифицированным индикаторам (баллам) помогает получить обобщенный результат, который даст объективную картину регионального развития и позволит сравнить республики, края, области, автономные округа и города федерального значения между собой.

Основу рейтинга составляют 15 показателей, которые наиболее полно отражают текущее социально-экономическое положение каждого из 85 субъектов России. Это сведения по демографии, уровню заработных плат, доходам региональных бюджетов и размеру ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения, инфляции, инвестициям, обороту розничной торговли, количеству юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Показатели, используемые для составления рейтинга регионов; минимальные и максимальные значения.

Показатель Минимальный балл (1) Максимальный балл (85)
1 Численность населения на 1 января 2016 г. Наименьшая численность Наибольшая численность
2 Коэффициент естественного прироста населения, 2015 г. Наименьше значение коэффициента Наибольшее значение коэффициента
3 Относительный прирост (убыль) населения, 2015 г. Наименьший относительный прирост/убыль населения Наибольший относительный прирост населения
4 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (оба пола, все население), 2014 г. Наименьшая ожидаемая продолжительность жизни Наибольшая ожидаемая продолжительность жизни
5 Уровень безработицы в среднем за год, 2015 г. Наименьший уровень безработицы Наибольший уровень безработицы
6 Объем валового регионального продукта (ВРП) в расчете на одного жителя субъекта РФ, 2014 г. Наименьший объем ВРП на душу населения Наибольший объем ВРП на душу населения
7 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, январь-декабрь 2015 г. Наименьшая заработная плата Наибольшая заработная плата
8 Инвестиции в основной капитал на душу населения, 2014 г. Наименьшие инвестиции на душу Наибольшие инвестиции на душу населения
9 Оборот розничной торговли на душу населения, 2014 г. Наименьший оборот розничной торговли на душу населения Наибольший оборот розничной торговли на душу населения
10 Доходы бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений) на душу населения субъекта РФ, 2014 г. Наименьшие доходы бюджета на душу населения Наибольшие доходы бюджета на душу населения
11 Оборот общественного питания на душу населения, 2014 г. Наименьший оборот общественного питания на душу населения Наибольший оборот общественного питания на душу населения
12 Базовый индекс потребительских цен в декабре 2015 г., к декабрю 2014 г. Наибольший индекс цен (уровень инфляции) Наименьший индекс цен (уровень инфляции)
13 Индекс промышленного производства, 2015 г. Наименьший прирост индекса промышленного производства Наибольший прирост индекса промышленного производства
14 Количество индивидуальных предпринимателей на 1 марта 2016 Наименьшее количество ИП Наибольшее количество ИП
15 Количество юридических лиц на 1 марта 2016 Наименьше количество ЮЛ Наибольшее количество ЮЛ

Для присвоения региону балльной оценки по каждому из 15 показателей, данные ранжировались по убыванию/возрастанию их числовых значений. Например, показатель инфляции ранжировался от наименьшего значения к наибольшему, а индекс промышленного производства - от наибольшего к наименьшему.

Вывод общего индекса социально-экономического развития субъекта РФ производился путем сложения баллов по всем показателям.

В конечном итоге были составлены три группы территорий, получивших условные наименования: «Регионы первой группы» (с 1-ое по 30-ое места), «Регионы второй группы» (с 31-ое по 60-ое места) и «Регионы третьей группы» (с 61-ое по 85-ое места).

В «Регионы первой группы» ожидаемо попали территории, где сосредоточены ведущие отрасли российской экономики: нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, а также столичные города (Москва и Санкт-Петербург), уровень социально-экономического развития которых выше, чем в среднем по стране.

Первое место в национальном рейтинге занимает Москва (1091 балл). За исключением высокой инфляции и снижения индекса промышленного производства, столица демонстрирует большой потенциал как в демографии (непрекращающийся прирост населения, высокая продолжительность жизни), так и в развитии региональной экономики в целом. В столице зарегистрировано наибольшее число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наибольшие доходы бюджета в расчете на душу населения, наименьший в стране уровень безработицы.

На втором месте с небольшим отставанием следует Республика Татарстан (1046 балла), которая показывает высокие значения по всем 15 показателям оценки.

Санкт-Петербург, находящийся на третьем месте (1027 балла), также как и Москва, отстает по показателю высокой инфляции и снижению индекса промышленного производства.

Таблица 2. «Регионы первой группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших лучший уровень социально-экономического развития

Место в рейтинге Субъект Российской Федерации Общий балл
1 г. Москва 1091
2 Республика Татарстан 1046
3 г. Санкт-Петербург 1027
4 Ханты-Мансийский авт.округ-Югра 993
5 Московская область 987
6 Тюменская область (без АО) 986
7 Краснодарский край 961
8 Ямало-Ненецкий авт.округ 932
9 Республика Саха (Якутия) 929
10 Красноярский край 910

В «Регионы второй группы» вошли субъекты, одновременно демонстрирующие лучшие значения по одним показателям и неудовлетворительные по другим.

Так, например, в Чукотском автономном округе (595 баллов) наблюдается один из самых низких уровней инфляции в стране, самый высокий уровень начисленных заработных плат, высокие доходы бюджета и объем ВРП на душу населения при одновременном действии «катастрофических» демографических процессов: в автономном округе фиксируются одни из худших показателей по ожидаемой продолжительности жизни, общей численности населения и относительной убыли населения. Таким образом, высокие доходы сегодня не делают привлекательной эту суровую землю для жизни, как это было во времена СССР, романтика освоения северных территорий ушла.

Республика Дагестан (697 баллов), напротив, при относительно низком уровне экономического развития, демонстрирует хорошие демографические данные, в том числе, по ожидаемой продолжительности жизни, что характерно в целом для Кавказа.

В «Регионы третьей группы» вошли субъекты России с наихудшими значениями общего индекса социально-экономического развития. Сюда же попали и новые регионы: Республика Крым (468 балла) и г. Севастополь (390 баллов).

Что интересно, Севастополь в минувшем году показал наибольший относительный прирост населения среди всех регионов России, однако низкие экономические показатели пока не позволили ему подняться выше 75 места в рейтинге.

Республика Крым демонстрирует низкие значения по размеру ВРП и доходам бюджета на душу населения, кроме того, здесь отмечено самое большое значение динамики базовой инфляции, что ставит Республику на 69-ое место в национальном рейтинге.

Курганская область (298 баллов) замыкает итоговую таблицу с наименьшим сводным индексом. Регион набрал минимум баллов по всем ключевым показателям оценки.

Таблица 3. «Регионы третьей группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших худший уровень социально-эконмического развития

Место в рейтинге Субъект Российской Федерации Общий балл
75 г. Севастополь 390
76 Орловская область 379
77 378
78 Костромская область 367
79 Еврейская автономная область 364
80 Ивановская область 357
81 Республика Ингушетия 343
82 Республика Калмыкия 339
83 Псковская область 321
84 309
85 Курганская область 298

Представленный нами рейтинг во многом объясняет бюджетную, миграционную и инвестиционную привлекательность российских регионов, во многом поясняет присвоенный им имидж («плохой» - «хороший») среди населения. В условно «перспективные» территории устремляются миграционные и финансовые потоки в ущерб развитию остальных субъектов РФ.

Подобная ситуация связана с проводимой государством политикой выравнивания уровня бюджетного финансирования через межбюджетные трансферты, субсидии, дотации. Такие действия приводят к двум парадоксальным результатам: федерация аккумулирует налоговые поступления в едином центре, а регионы, в свою очередь, ждут вливаний бюджетных средств, не прилагая усилий к собственному социально-экономическому развитию. Отсюда и значительное преобладание регионов-реципиентов над регионами-донорами. Это же касается и местного самоуправления, которое на бумаге наделено широким списком полномочий, но экономических ресурсов на их осуществление подчас не имеет. Чрезмерная централизация приводит к очевидным перекосам в развитии страны в целом.

Приложение. Рейтинг социально-экономического развития регионов

Таблица 4. «Регионы - первой группы». Первые 30 субъектов РФ по уровню социально-эконмического развития

Субъект РФ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Общий балл
1 г. Москва 85 65 79 84 85 80 81 73 85 81 81 26 16 85 85 1091
2 Республика Татарстан 78 69 67 72 80 72 56 76 78 66 66 69 39 79 79 1046
3 г. Санкт-Петербург 82 64 73 82 84 75 75 67 77 76 72 24 11 81 84 1027
4 Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 58 80 77 74 70 83 79 83 81 80 82 8 21 61 56 993
5 Московская область 84 45 81 62 83 65 73 59 80 70 71 6 42 83 83 987
6 Тюменская область (без АО) 54 74 83 50 38 76 71 78 79 79 79 31 79 53 62 986
7 Краснодарский край 83 50 80 75 44 57 44 75 75 45 74 50 44 84 81 961
8 Ямало-Ненецкий авт.округ 14 81 4 69 81 84 84 84 83 83 84 80 64 21 16 932
9 Республика Саха (Якутия) 30 79 66 36 24 79 77 79 63 78 80 82 63 55 38 929
10 Красноярский край 73 61 65 23 41 74 70 74 62 68 42 83 28 74 72 910
11 Свердловская область 81 46 55 34 35 66 63 57 82 59 77 16 19 80 82 852
12 Новосибирская область 71 55 70 47 31 56 50 47 59 48 46 67 46 72 80 845
13 Самарская область 75 34 43 31 82 61 47 66 74 61 62 30 30 71 77 844
14 Сахалинская область 13 47 39 10 36 82 80 82 84 84 73 75 83 23 25 836
15 Республика Башкортостан 79 56 51 35 43 50 41 46 73 38 55 66 47 77 75 832
16 Белгородская область 57 28 59 73 78 68 38 51 56 41 14 77 68 59 53 820
17 Пермский край 69 49 48 21 37 63 52 52 71 49 68 58 35 73 73 818
18 Нижегородская область 76 20 32 29 71 51 45 55 72 51 41 62 56 75 76 812
19 Ненецкий авт.округ 1 78 78 56 17 85 83 85 67 85 85 4 76 1 1 802
20 Ростовская область 80 31 46 65 42 32 33 32 66 29 56 46 85 82 74 799
21 Хабаровский край 50 53 33 11 53 70 72 62 68 69 69 29 38 48 59 784
22 Мурманская область 23 48 17 40 19 71 76 71 76 72 75 42 75 22 33 760
23 Челябинская область 77 42 57 32 27 42 58 36 47 39 40 81 24 76 78 756
24 Воронежская область 64 15 58 61 69 48 36 69 69 33 16 20 60 66 69 753
25 Ленинградская область 59 8 62 48 57 69 66 63 49 71 44 18 29 57 48 748
26 Иркутская область 66 63 49 4 15 64 65 58 18 62 22 53 67 70 70 746
27 Томская область 37 66 63 57 20 67 68 68 14 63 58 47 33 35 50 746
28 Ставропольский край 72 59 56 77 49 20 27 18 58 16 70 13 71 78 61 745
29 Магаданская область 3 43 2 6 72 78 82 81 64 77 78 64 74 5 5 734
30 Омская область 62 54 53 45 32 47 49 17 52 43 39 73 41 60 64 731

Таблица 5. «Регионы - второй группы». Субъекты РФ с 31-ое по 60-ое места по уровню социально-экономического развития

Субъект РФ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Общий балл
31 Республика Коми 26 58 6 22 28 77 74 80 70 74 67 32 48 29 31 722
32 Удмуртская Республика 56 60 52 42 59 44 37 27 29 44 65 71 22 52 57 717
33 Оренбургская область 63 44 31 17 61 62 35 50 33 56 60 78 9 58 55 712
34 Ярославская область 47 19 54 55 52 49 43 45 42 65 47 14 70 46 60 708
35 Калининградская область 31 41 75 49 47 53 53 39 34 55 52 54 13 41 67 704
36 Приморский край 61 38 40 18 30 59 67 44 41 57 54 57 2 64 71 703
37 Астраханская область 34 67 37 59 23 41 40 72 54 35 53 44 72 38 29 698
38 Республика Дагестан 74 82 76 83 5 12 1 41 60 4 83 15 52 62 47 697
39 Липецкая область 42 17 45 53 77 60 32 60 61 52 28 49 43 40 32 691
40 Камчатский край 8 62 29 12 68 73 78 53 38 73 76 43 53 9 15 690
41 Кемеровская область 70 30 35 9 21 39 51 56 20 46 36 60 54 63 65 655
42 Саратовская область 67 24 41 63 62 28 22 23 19 23 20 63 58 67 63 643
43 Архангельская область (без АО) 41 36 7 46 34 52 69 43 65 67 61 19 12 45 37 634
44 Вологодская область 43 37 34 33 33 55 48 40 23 54 23 52 51 47 58 631
45 Тульская область 55 2 22 30 76 38 46 33 44 60 6 34 80 54 51 631
46 Калужская область 33 27 50 39 73 54 57 65 53 58 25 7 4 42 42 629
47 Пензенская область 51 16 20 68 64 25 26 28 32 21 38 72 73 51 41 626
48 Волгоградская область 68 29 25 67 26 40 30 48 25 30 11 38 32 69 66 604
49 Кировская область 48 26 18 52 56 18 17 15 24 24 63 74 62 50 54 601
50 Чукотский авт.округ 2 72 9 2 79 81 85 77 10 82 7 84 1 2 2 595
51 Республика Хакасия 15 57 61 20 45 46 59 49 21 34 43 85 23 17 14 589
52 Республика Бурятия 32 76 68 16 11 16 55 7 37 20 64 70 55 27 30 584
53 Курская область 39 12 64 44 75 37 28 38 40 37 17 10 65 37 36 579
54 Новгородская область 16 6 21 14 66 58 42 64 48 50 51 40 57 16 19 568
55 Амурская область 24 39 19 5 46 43 64 61 55 64 49 22 5 26 24 546
56 Брянская область 44 14 16 27 67 21 10 22 51 13 59 35 82 44 34 539
57 Тамбовская область 36 4 3 64 65 35 12 70 50 17 13 45 66 31 28 539
58 Чувашская Республика 45 51 47 54 58 17 8 12 12 18 48 61 17 49 39 536
59 Рязанская область 40 10 23 60 63 36 39 21 36 36 26 36 18 36 45 525
60 Владимирская область 53 9 15 24 51 29 29 19 28 31 34 41 50 56 46 515

Таблица 6. «Регионы третьей группы». Субъекты РФ с 61-ое по 85-ое места по уровню социально-экономического развития

Субъект РФ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Общий балл
61 Тверская область 49 3 8 15 48 30 34 34 45 47 32 51 14 43 49 502
62 Ульяновская область 46 22 28 51 60 26 24 30 27 25 15 21 45 39 43 502
63 Чеченская Республика 52 85 82 78 3 3 20 11 6 3 57 11 40 28 12 491
64 Смоленская область 29 5 14 28 39 33 25 25 43 32 45 65 34 30 40 487
65 Республика Карелия 17 21 26 25 12 45 60 20 46 40 33 59 31 13 35 483
66 Алтайский край 65 32 30 41 16 15 2 9 26 14 8 55 36 65 68 482
67 Республика Мордовия 25 13 44 66 74 24 19 26 7 53 9 68 15 19 18 480
68 Республика Марий Эл 20 52 38 26 54 23 18 42 11 15 35 27 78 11 21 471
69 Республика Крым 60 25 71 58 25 1 21 2 5 1 5 1 81 68 44 468
70 Забайкальский край 38 68 27 7 7 22 62 35 22 28 50 12 27 34 20 459
71 Республика Адыгея 10 40 69 70 13 10 15 8 57 11 19 48 61 14 10 455
72 Республика Тыва 7 83 72 1 2 8 54 24 2 8 4 76 77 7 4 429
73 Кабардино-Балкарская Республика 28 75 60 81 8 5 5 3 15 7 12 5 69 33 17 423
74 Республика Алтай 5 77 74 8 9 13 23 37 9 10 10 39 84 6 8 412
75 г. Севастополь 9 33 85 76 14 2 31 1 8 75 21 2 7 15 11 390
76 Орловская область 22 7 11 37 40 31 11 31 30 22 27 37 25 25 23 379
77 Республика Северная Осетия-Алания 21 73 42 79 10 11 6 13 31 6 24 28 3 18 13 378
78 Костромская область 19 18 24 43 55 27 13 10 13 26 31 33 8 20 27 367
79 Еврейская автономная область 4 35 1 3 18 34 61 29 17 42 29 79 6 3 3 364
80 Ивановская область 35 11 12 38 50 6 7 4 35 12 30 23 10 32 52 357
81 Республика Ингушетия 12 84 84 85 1 4 14 5 1 2 1 3 37 4 6 343
82 Республика Калмыкия 6 71 13 71 6 9 3 54 3 9 3 56 20 8 7 339
83 Псковская область 18 1 10 13 29 14 9 14 39 27 37 17 59 12 22 321
84 Карачаево-Черкесская Республика 11 70 36 80 4 7 4 16 4 5 2 25 26 10 9 309
85 Курганская область 27 23 5 19 22 19 16 6 16 19 18 9 49 24 26 298